Главная Мои комментарии в СМИ Полезные авторские материалы по теме Что такое холдинг и группа компаний, нужно ли структурирование группы


МОИ КНИГИ


ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Подробнее





АРСЕНАЛ ДОЛЖНИКА И ВЗЫСКАТЕЛЯ

Купить





ФОРС МАЖОР НЕ ПРИГОВОР

Купить



ПОДПИСКА
 


Что такое холдинг и группа компаний, нужно ли структурирование группы

Что такое холдинг и группа компаний, нужно ли структурирование группы?

Напомним, что у нас  в законодательстве нет четкого  определения  обозначенных понятий. И если термин «холдинг»  можно найти в законе (ФЗ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»), то термин «группа компаний» встречается  только в экономической литературе. 

В соответствии с абзацем 2 статьи 4 вышеупомянутого закона  банковский холдинг - это не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц (участников банковского холдинга), включающее хотя бы одну кредитную организацию, находящуюся под контролем одного юридического лица, не являющегося кредитной организацией (головной организации банковского холдинга), а также (при их наличии) иные (не являющиеся кредитными организациями) юридические лица, находящиеся под контролем либо значительным влиянием головной организации банковского холдинга или входящие в банковские группы кредитных организаций - участников банковского холдинга.
 
Понятие «группа компаний», которое содержится в экономической литературе, по своему  значению  сходно с понятием  «холдинг», и некоторые авторы считают  эти понятия взаимозаменяемыми. Однако другие авторы утверждают, что все же следует разграничивать эти понятия. По их мнению, в холдинге должна быть доминирующая компания, которая управляет всеми процессами, в то время как в группе компаний наличие управленческой зависимости  участников группы не является обязательным условием, а участники  взаимодействуют между собой только с целью достижения определенных результатов.

Как мы видим, ни в законе, ни в литературе нет однозначного ответа на вопрос, чем же отличается холдинг от группы компаний. Но так как по своей сути это близкие понятия, то в целях настоящей статьи будем считать их тождественными, используя далее по тексту чаще слово «холдинг».

Кроме того, следует  упомянуть такое понятие как «консолидированная  группа налогоплательщиков». Согласно пункту 1 статьи 25.1 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены НК РФ, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков. 

Как видно из указанного определения, сфера его применения ограничивается налоговыми правоотношениями и касается, прежде всего, принципа распределения налога на прибыль по группе. Однако главное условие его применения заключается в том, что сумма  уплаченных  такой группой налогов  составляет не менее 10 млрд. рублей. В связи с этим данное понятие актуально для организаций, входящих в крупный холдинг (к примеру, «Газпром»), и введено для более справедливого распределения налогов между субъектами.
 

Наиболее типовые основания возникновения холдинга

  1. 1. Наличие преобладающего участия основной компании, физического лица (классический вариант взаимодействия); 
  2. 2.  Наличие договора,  в силу которого одно лицо получает право осуществлять контроль  в отношении другого лица.

Создание  холдинга  влечет следующие правовые последствия

1. «Дочерность»
В статье 67.3 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) дается понятие дочерней и материнской компаний. В соответствии с пунктом 1 указанной статьи «хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом».

Обратите внимание, что  главным критерием признания компании дочерней или материнской является возможность последней влиять на принятие решений дочерней компанией, а не критерий процентного участия одной компании в другой. При этом мы понимаем, что большинстве случаев для применения указанного критерия нужно иметь контролирующий пакет,  хотя в отдельных случаях это необязательно. Все  зависит от того, как составлены учредительные документы. 

Стоит также отметить, что согласно пункту 2 статьи 67.3 ГК РФ дочерняя компания не отвечает по долгам основной компании. Материнская же компания теоретически может отвечать по обязательствам дочерней компании, однако контрагент дочерней компании в судебном порядке должен доказать, что материнская компания повлияла на ситуацию,  в отношении которой возник спор. Таким образом, привлечь основное общество к ответственности можно только в рамках судебного процесса, и обратиться с таким иском может лишь контрагент дочерней компании, а не сама компания. 
Отдельно нужно сказать и о том, что в определенных случаях налоговики могут взыскать задолженность с зависимой компании в  рамках статьи 45 НК РФ. 

2. Взаимозависимость
Понятие взаимозависимости содержится в ст. 20 НК РФ. Прежде всего, взаимозависимость  определяется участием более 20%  в  уставном капитале другой организации. Физические лица признаются взаимозависимыми, если одно подчиняется другому по должностному положению или если такие лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного (попечителя и опекаемого). Однако данный перечень оснований является открытым, и суд может учесть иные факты  и признать лица взаимозависимыми в судебном порядке. 
Помимо указанной статьи вопросу взаимозависимости в НК РФ посвящен целый раздел (раздел V.1. Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании). В главе 14.4 указанного раздела НК РФ говорится о так называемых контролируемых сделках, и это не все сделки между взаимозависимыми компаниями, а лишь те, которые соответствуют критериям, определенным НК РФ. О совершении таких сделок необходимо не только уведомить налоговые органы, но и обосновать применяемые в таких сделках цены. Основной принцип построения отношений в сделках между взаимозависимыми компаниями заключается в том, что налоговые последствия при совершении таких сделок должны формироваться так, как если бы эти компании являлись независимыми. 

3. Образование группы лиц 
Данное правовое последствие актуально с точки зрения  антимонопольного законодательства, так как образование группы лиц накладывает определенные ограничения в сфере конкуренции. Так, некоторые сделки по слиянию/поглощению/покупке долей, акций подлежат контролю. Случаи, когда необходимо получить одобрение антимонопольного органа, а когда достаточно просто уведомить ФАС, определяются в соответствии с положениями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Классификации холдингов

1. В зависимости от фактического участия холдинговой компании в операционной деятельности, холдинги делятся на так называемые чистые  и смешанные холдинги. 
Чистым холдингом признается такая структура, когда холдинговая компания, владея акциями другой компании, не участвует в операционной деятельности, то есть она только владеет акциями тех предприятий, которые осуществляют производственную, (торговую) деятельность.
Соответственно, под смешанным холдингом понимается структура, при которой холдинговая компания помимо владения акциями также участвует в коммерческой деятельности. 
2. В зависимости от сферы действия на рынке и роли компаний  в бизнес-процессе группы холдинги  принято  делить на горизонтальные  и  вертикальные.

Суть горизонтальных холдингов  заключается  в том, что действующие на одном рынке компании представляют собой объединения однородных бизнесов, которыми управляет головное общество. Например, есть сталеперерабатывающий завод в одном городе, еще один завод - в другом городе, в третьем, в четвертом и так далее. Все они работают на рынке производства стали и находятся под управлением головного хозяйственного общества. Если говорить проще (так как на самом деле структура более сложная), смысл создания такого холдинга в управлении однородными предприятиями одной ниши рынка. 

Вертикальные холдинги – это предпринимательские объединения, деятельность которых составляет единый производственный процесс. Классическим примером является нефтяная промышленность, когда производство дробится, и одна структура холдинга занимается производством, другая – сбытом и продвижением, третья выполняет только сервисные (обслуживающие) функции. 

Также выделяют дифференцированные холдинги, которые представляют собой форму предпринимательского объединения, когда предпринимательские объединения  различных сфер бизнеса объединяются под одной холдинговой компанией, которая управляет и координирует работу этих объединений. 

Есть еще один тип холдингов, однако отнести его к какой-то категории довольно сложно. Поскольку такая структура широко распространена и не сказать о ней нельзя, условно назовем такой тип холдингов «псевдохолдингом». Так, предприниматели в процессе своей коммерческой деятельности создают дополнительно еще одну или несколько компаний, для того чтобы защитить основную компанию, обособить активы, сбалансировать налоговые последствия. Часто активы разбросаны по этим компаниям хаотично, потому что приобретались в различный период работы бизнеса. Оформление сотрудников также осуществлялось достаточно хаотично (по принципу удобства на текущей момент деятельности), так как изначально структура не была четко продумана. К данному типу холдингов также относятся ситуации, когда предприниматель входит в качестве  соучредителя или учредителя в разные бизнес-структуры.  

По сути, основная проблема, с которой сталкивается бизнес, как раз заключается в том, как обеспечить соблюдение закона при создании холдингов последней из приведенных выше классификаций и одновременно  повысить  эффективность управления  и защищенность бизнеса.

Как понять, если ли необходимость в структурировании бизнеса и создании группы компаний

Возможно, Вы задаетесь вопросом, нужно ли Вам структурировать бизнес и что-то менять, или же в этом нет необходимости. Для некоторых этот вопрос, возможно, не стоит так очевидно,  в то время как у других все же есть сомнения на этот счет.   

Что говорит о том, что бизнес требует трансформации, структурирования, преобразования:
  • Вас не устраивают финансовые результаты;
  • Есть понимание наличия высокого уровня рисков, в том числе полученного после их оценки;
  • Невозможность реализовать конкретную задачу: привлечение инвестиций, новых партеров, выход на новый рынок и др.;
  • Невозможность перехода учредителя с операционного на стратегический уровень управления;
  • Изменение  внешних факторов: установленных государством требований, ситуации на рынке  и т.д.
Представляется, что последний пункт имеет решающее значение, и ответ на поставленный вопрос будет однозначно положительным. Подробнее об этом читайте в  статье «Факторы сегодняшнего дня, которые нужно учитывать» .
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Чтобы оставить комментарий, нужно авторизоваться.
КОММЕНТАРИИ
Комментарии отсутствуют.