Главная Мои комментарии в СМИ Полезные авторские материалы по теме Выжимка самого важного о проверках Федерального закона N 294-ФЗ


МОИ КНИГИ


ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Подробнее





АРСЕНАЛ ДОЛЖНИКА И ВЗЫСКАТЕЛЯ

Купить





ФОРС МАЖОР НЕ ПРИГОВОР

Купить



ПОДПИСКА
 


Выжимка самого важного о проверках Федерального закона N 294-ФЗ

Выжимка самого важного, о проверках в рамках Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля", о том, что нужно знать

 
Государственный контроль это неотъемлемая функция государственной системы, а его эффективность это одна из основ сильного государства. Согласитесь, не поспоришь. Это безусловная догма, но поскольку наш материал адресован руководителям и собственникам среднего и малого бизнеса мы будем говорить о то том, как снизить риски и не получить претензию со стороны контролирующих органов в ходе этого контроля. Другими словами как проходить проверки с минимальными рисками и издержками.
 
Выжимка самого важного о проверках Федерального закона N 294-ФЗ
 
Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. В данном случае решение складывается из разных составляющих.
  1. 1. Быть готовым к прохождению проверки, не иметь нарушений. Это идеальный вариант, но реально риски все равно остаются – человеческий фактор, сложность законодательства в конце перегиб со стороны чиновника, я уже не говорю, о недобросовестной коррупционной деятельности говоря сленгом «Вас заказали конкуренты»
  2. 2. Эффективная работа в период проведения проверки. Для этого нужно понимать свои права, обязанности, эффективно организовать свою работу и работу сотрудников.
  3. 3. Эффективное обжалование результатов проверки при несогласии с ее результатом.
В этой статье мы не раскроем, конечно, все вопросы, поговорим о Законе, который призван защищать предпринимателей. Попробуем сэкономить ваше время и изложить закон, написанный на 43 страниц в двух страницах текста.
 
Под вышеуказанный закон попадают далеко не все проверки, отдельные виды государственного контроля регламентированы иными специальными нормативно-правовыми актами, вот некоторые из них:
  • налоговый контроль (проверка налоговой службой)
  • таможенный контроль (проверка таможенной службой)
  • оперативно-розыскные мероприятия (проверка полицией)
  • прокурорский надзор (проверка органами прокуратуры)
 
Полный перечень проверок, к которым не применим закон, указан в п.3.1 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ.
 
Однако Закон распространяет свое действие на большее количество видов государственного контроля, к ним относятся:
  • надзор за соблюдением трудового законодательства (проверка трудовой инспекцией)
  • пожарный надзор (проверка МЧС)
  • надзор за качеством продукции и оказания услуг (проверка Роспотребнадзора)
  • полный перечень проверок, к которым применим закон, указан в п.4 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ.
Для начала стоит оговориться о том, что с 1 января 2016 года вступил в силу мораторий на проведения проверок, о нем мы писали в статье нашего журнала «Надзорные каникулы малого бизнеса. Что это такое и насколько реально будет дана защита?». На наш взгляд он дает очень мало, так как под него попадают далеко не все контролирующие структуры, да и то только плановые проверки, а шанс попасть под внеплановые есть всегда.
 

Виды проверок

Проверки подразделяются на: плановые и внеплановые. При этом они могут быть выездными либо документальными. Как показывает практика 60% проверок относятся к внеплановым.
 
Плановые проверки – ее предметом является контроль над соблюдением установленных законодательством требований в ходе осуществления деятельности организации. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов, которые размещается на официальном сайте контролирующего органа в сети Интернет. 
 
Важно отметить, сводный план проверок всех контролирующих органов обязательно подлежит размещению на официальном сайте Генпрокуратуры proverki.gov.ru. В случае если контролирующий орган проводит плановую проверку, которая не отражена в сводном плане, является грубым нарушением Федерального закона и влечет за собой недействительность ее результатов.
 
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Основанием для включения организации в план проверок является истечение трех лет со дня:
  • -государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • начала осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности.
О ее проведении контролирующие органы должны предупредить не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения путем направления копии приказа о начале проведения проверки. В случае же не уведомления или нарушения данного срока, является нарушением законодательства и влечет за собой недействительность результатов этой проверки.
 
Внеплановые проверки - ее предметом является контроль над соблюдением установленных законодательством требований, а так же контроль над выполнением предписаний органов госконтроля по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
 
Основания для проведения внеплановой проверки
  • поступление в органы государственного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, из средств массовой информации, конкурентов о нарушении прав, причинению вреда жизни и здоровью граждан, животным и еще многое другое, в общем
  • приказ руководителя органа государственного контроля, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением.
  • по истечению срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
  • о проведении внеплановой проверки контролирующий орган должен уведомить организацию я не позднее, чем за 24 часа дня до ее начала любым доступным способом.
Документальная проверка – происходит по документам, которые находятся в распоряжении контролирующих органах. В случаи возникновения дополнительных вопросов в ходе проведения проверки, контролеры могут запросить необходимые документы официальным запросом. Такая проверка проходит по месту нахождения контролирующего органа.
 
Выездная проверка – проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля документах. А так же для оценки соответствия деятельности организации обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами
 

Срок проведения

Срок проведения проверок не должен превышать 20 рабочих дней. Этот срок является общим для плановых и внеплановых проверок. 
Однако есть и исключения и касаются они только плановых выездных проверок. В случаях с необходимостью проведения сложных и длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней.
 
Наиболее важные моменты проведения проверки
Наверно одно из главных, что нужно знать о проверках, это то, что при отсутствии руководителя организации или его представителя контролирующие органы не вправе приступать к осуществлению плановой или внеплановой выездной проверки. За исключением случаев, когда проведение проверки происходит на основании: 
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан;
  • причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия;
  • причинение вреда музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации
  • причинение вреда особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение
  • Каждая выездная проверка начинается с ознакомлением документов на разрешение проведение проверки, такими должны быть:
  • документ о согласовании выездной проверки с прокуратурой;
  • документ с полномочиями проводящих проверку лиц;
  • согласно закону руководитель организации обязан предоставить проводящим проверку лицам возможность ознакомится с теми документами, которые указанны в распоряжении, а так же обеспечить доступ на территорию предприятия.
Оформление проверки и меры, принимаемые по ее результатам
По окончанию проверки проверяющие составляют Акт. В самом акте фиксируются сведения о результатах проверки, а так же отмечаются выявленные нарушения в случаи их выявления. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю организации, если руководитель отказался подписать акт, или проверка проводилась в отсутствие проверяемого, второй экземпляр акта в любом случае отправляется в адрес проверенной организации заказным письмом с уведомлением.
К акту проверки прилагаются протоколы осмотра, заключения проведенных исследований, предписания об выявленных нарушениях и иные связанные с результатами проверки документы.
 

Обжалование результатов проверки

В случае не согласия с выводами, фактами нарушений полностью или в части, руководитель организации вправе подать в письменной форме свои возражения в контролирующий орган, не позднее 15 рабочих дней с момента получения акта, возражения обязаны рассмотреть в течение 10 дней.
 
выжимка самого важного о проверках федерального закона 294-ФЗ
 
По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо контролирующего органа принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. В случае не согласия с принятым решением его необходимо обжаловать в суде в течение трех месяцев со дня получения решения. 
 
Порядок обжалования предписаний регламентирован Гражданским процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ в зависимости от подсудности, если данное предписание затрагивает права и интересы в сфере предпринимательской деятельности то оно подлежит обжалованию в Арбитражном суде, в других случаях суду общей юрисдикции. 
 
Срок обжалования предписания государственного контролирующего органа – 3 месяца с момента его получения.
 
За нарушения или не выполнение предписания в установленный срок, орган осуществивший проверку может наложить административный штраф на руководителя в размере от одной до двух тысяч рублей или дисквалификацию на 3 года и на организацию в размере от десяти до двадцати тысяч рублей. Порядок обжалования постановления об административном правонарушении определен ст. 30.1 КоАП РФ.
 
В следующей статье мы поговорим о том, как действовать при проведении проверок, сотрудников организации. Об инструкциях для секретаря, бухгалтерии, охранников и тд.
сопровождение налоговых проверок
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Чтобы оставить комментарий, нужно авторизоваться.
КОММЕНТАРИИ
Комментарии отсутствуют.