Главная Консалтинг Управление дебиторской задолженностью
Управление дебиторской задолженностью
Система управления дебиторской задолженностью предназначена для того, чтобы:
  • избежать возникновения проблемных задолженностей, неплатежей;
  • отсрочка платежа стала точным спец. инструментом, создающим конкурентное преимущество, но при этом не порождающим долги;
  • организовать, систематизировать и сделать максимально эффективной деятельность всех сотрудников, от которых зависит работа с задолженностями;
  • увеличить прибыль компании;
  • эффективно управлять финансами.
Определяемся с информацией
и формами её получения
  • Формы отчётов
  • Переодичность
  • Обратные связи
Создание платформы
для обмена информацией
(автоматизация)
Аудит прошлый периодов
  • Дебиторской и кредиторской задолжности
  • Договорных рисков
  • Бизнес-процессов с этим связанных
Назначаем ответственных
и старшего и определяем
их ответственность и мотивацию
  • Должностные инструкции
  • Система мотивации
  • Приказы и регламенты
Концепция работы
с контрагентами
  • Кредитная политика
  • Регламент проверки контрагентов
  • Маркетинговая политика
Стандартизируем
и регламентируем процессы
взаимодействия
с контрагентами
  • Регламент, цикл сделки
  • Скрипты и формы писем
  • График документооборота
Минимизируем договорные
риски
  • Учитываем правовые и экономические аспекты а всех этапах
  • Разрабатываем и используем типовую договорную документацию
  • Регламент согласования договоров

Пример, показывающий целесообразность решать вопрос системно:

«Открывается  компания малого бизнеса. Собственник, он же директор, помнит все свои договоры, общается со всеми клиентами. Договоров не так много, каждый из них на контроле учредителя-директора. Есть понимание, сколько должно поступить денег и когда, а также какие расходы будут в ближайшее время. 

Время идет. Бизнес растет. Бизнес становится уже не совсем малым. Количество сделок увеличивается. Штат сотрудников растет. Уровень заинтересованности и мотивации сотрудников в своевременном поступлении  денег  от контрагентов определить сложно, но есть предположение, что он недостаточен.

Деньги приходят и уходят, какая-то часть «выдергивается» из оборота учредителем для личных целей, сумма определяется на уровне интуиции.  Это и есть неоформленные, но являющиеся, по сути, дивиденды  от бизнеса. А что делать  - прибыль же нужно получать,  работа не может быть ради работы.

В определенный момент начинает возникать ощущение нехватки оборотных средств (денег), нужно где-то перекредитовываться  или затягивать оплату поставщикам, подрядчикам. Постоянно приходится как-то выкручиваться. Но затягиванию тоже есть предел. Теряются какие-то контракты по причине невозможности работать в долг.

Подали на получение кредита. Без залога не дают. Наконец-то кое-как взяли, причем пришлось поручиться лично, как физическому лицу, обеспечив  его всем своим личным имуществом. Иначе никто не давал. Правда, процент  очень высокий, почти сопоставим с размером прибыли. Но, если все будет хорошо, уложимся с возвратом. Пока вроде дебет с кредитом сходился. 

Периодически возникают задержки в платежах от контрагентов, подчас по причине  просто банальной забывчивости менеджеров - не выставили счет, не  напомнили, подчас в силу иных, вроде бы объективных, причин. Есть совсем зависшие долги.

Уже не первый раз приходилось сталкиваться,  что при возникновении спорной ситуации, начинаем поднимать договор, а его в подписанном виде найти не можем. Обращаемся к юристам за консультацией  о перспективах спора, а ответ, что перспектива туманна. Договор не накладывает четких обязательств, а  накладные подписаны непонятным лицом, стоит чья-то «закорючка», доверенности на подписанта нет.  

Пошел первый судебный спор. Слава богу, все прошло хорошо. Даже выиграли с горем пополам суд. Получили решение суда. Но столкнулись с тем,  что это еще далеко не значит, что мы получим деньги.  С компании взять нечего, исполнительный лист отнесли в банк, а денег у должника на счету нет. Имущества  тоже нет. Деньги юристам за суд заплатили и тем самым только увеличили свои затраты.
А еще уходил бухгалтер, новый попросил сделать ревизию. Была небольшая проверка бухгалтерии при смене бухгалтера, оказалось, что нет очень большого количества наших экземпляров актов, накладных и договоров, кто за этим следит - не понятно.
Кругом создаётся ощущение  какого-то бардака.

Подошло время очередного платежа по кредиту, заказчик задерживает платеж, говорит, вот-вот оплачу. Банк считает пени.

Пришел хороший крупный контракт, но нужно дать отсрочку платежа. Идти на это или нет?  Терять заказ не хочется. Решили. Нужно идти.

Почему-то в текущей деятельности опять не хватает денег, все сложнее выдергивать деньги из оборота. Кризис экономики, наверное, влияет или просто временный спад.

Подвел поставщик,  и, как назло, по крупному контракту задержка. Штрафы в договоре большие, плюс написано, что договор может быть расторгнут в одностороннем порядке Заказчиком при задержке  в поставке более чем на 10 дней. Какой му… к подписывал этот договор? Понадеялся на менеджера… Вызываю исполнителя, он говорит, что не юрист,  да и вообще он в этот период был в отпуске.

Поставщики начинают нас трясти, что мы им не платим, отказываются работать в кредит. Как назло на рынке спад. Все одно к одному.

А тут еще налоговая проверка, им не нравятся некоторые наши поставщики, говорят, что считают их фирмами-однодневками.  Насчет всех не знаем, но среди тех, что не нравятся налоговикам, есть те, которых мы точно считали нормальными.   Они взяли весь оборот, который прошёл по этим поставщикам, и исчислили с него к доначислению НДС 18% и налог на прибыль 20% + штраф 20% и пени.  Сумма получается огромная. Совсем уже край.  Мы же не можем отвечать за своих контрагентов, а нам говорят иное.

Как будто сжимается петля. Долг банку, в залоге все личное имущество перед банком. Поставщики звонят каждый день. Должники водят за нос. Налоговая арестовала счета, материал передают в правоохранительные органы.
Что делать? 

Вы думаете, я утрирую? Нисколько. К нам с такой или подобной ситуацией приходят каждый день. А то и по несколько клиентов в день.

Но в целом, согласитесь,  проблема системная:  
  • несвоевременные платежи
  • большое количество проблемных, зависших долгов
  • менеджеры работают кто  во что горазд
  • с документацией бардак
  • в договорах полно «ляпов»
  • нет объективной финансовой картины.
Посмотрев этот пример, вряд ли кому-то нужно еще долго  объяснять значение работы с задолженностью и договорными рисками. От того, насколько своевременно поступят платежи, зависит успешность Вашего бизнеса. 

Этапы реализации поставленной задачи следующие

1.  Диагностика. Стоимость определяется на основании анкеты.
2.  Постановка: 
  • написание регламентов
  • автоматизация 
  • обучение 
Стоимость зависит от масштаба компании и от решения, что делается своими силами, а что поручается нам.

ПОЗВОНИТЬ ИЛИ ЗАПИСАТСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ ИЗ МОЕЙ КНИГИ И СТАТЕЙ